Интересные записи

Христианская метафизика

Христианская метафизикаХристианская метафизика слишком проникнута верою в личного, трансцендентного Бога и слишком отчетливо различает Бога, природу и человека, чтобы строиться на учении о единой всепроникающей, имманентной субстанции. Для нее равно неприемлемы ни Deus sive natura, ни Deus sive homo, ни homo sive natura, ни, наконец, пантеистическое Deus sive homo et natura134. Метафизика христианства, так же как и его теория познания, основывается на трансцендентном идеализме. На вершине бытия, так же как и познания, пребывает Бог. Это не абстрактное божество вроде Брахмана Веданты. Это не безличное существо вроде римского numen или divinitas135 или же Аристотелева Бога, которого если и можно себе представить в зрительном образе, то в виде чего-то шарообразного, занимающего топографически точно определенное место в физическом мироздании. Это не «парообразное позвоночное» Геккеля136. Это тоже не нечто, похожее на «веселых и голых», как выразился Гейне, богов греческой мифологии, которые наделялись всеми человеческими недостатками, моральными и даже иногда физическими. Правда, Бог изображается христианским искусством по совершенному образу и подобию человеческому, но не потому, что Он действительно человекообразен, а потому, что в пределах наших земных измерений максимум духовности мы находим именно у человека. И наши изображения Бога в максимально одухотворенном человеческом образе это экстраполяция в выходящий за наш кругозор мир сверхчувственного или не более, как Его тень, — подобно тому, как мы можем с помощью линий и фигур дать тени тел в пределах всего двух геометрических измерений и с помощью тел изобразить в пределах трех измерений тени предметов четвертого измерения, постигаемых мыслью, но не чувствами. Христос считал неуместною просьбу «показать Отца» и предупреждал, что для того, чтобы действительно увидеть Бога, необходимо иметь чистое сердце. Как объяснял ап. Иоанн, «делающий зло не видел Бога».

Похожие записи

  • 26.02.2015 Рационалистический иудаизм Так возник основанный на двойном отречении абстрактный, спекулятивный, рационалистический иудаизм, иудаизм пустыни, как его характеризовали Вячеслав Иванов и Гр. Ландау. Это сочетание […]
  • 10.04.2015 Эстетика современной толпы Такова эстетика современной толпы. Над нею стараются подняться т. н. искатели новых путей в искусстве. Но в духе времени и эти искания обыкновенно делаются в рекламном, сенсационном, […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.