Интересные записи

Ходячая доктрина

Ходячая доктринаВыход из такого положения возможен только путем отказа от догмата натурализма и перехода к более широкому и высокому пониманию общественности. Это именно тот путь, на который вступила социология христианства. Ее программа содержится в следующих текстах: «если ходим во свете, подобно как Бог во свете, то имеем общение друг с другом» ; «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ; «Я в Отце моем, и вы во Мне, и Я в вас» ; «один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» .

В этих текстах содержится стройное, методологически последовательное социологическое учение, существенно отличное от ходячей доктрины. Общество это понятие не сборное, а соборное. Это не механический агрегат, не инертная масса, влекомая физическою необходимостью. Это свободный союз одухотворенных лиц, сознательно соработающих во имя высшей идеи. Такая социология исходит не из физического общения людей и даже не из психического, а из духовного. Ее методологические предпосылки могут быть сведены к трем началам: общество это союз личностей; союз заключается во имя Божие; союз обязывает к сотрудничеству и взаимопомощи. Все эти три начала существенно отличают христианскую социологию от натуралистической.

Но христианская социология смотрит на общество не только как на нечто логически, принципиально предшествующее личности, но еще как на какую-то компактную, плотную реальность, в которой личность или совсем исчезает или является только составною частью. Не общество получается путем сложения личностей, а наоборот, личность получается путем вычитания из общества или путем его деления. Иногда она даже и совсем не получается: О. Конт уверял, что реально только человечество, а такой сторонник идеализма в философии, как Наторп, находил возможным утверждать в социологии, что человеческая личность это такая же фикция, как и атом. Возрождая т. н. реализм схоластиков, социологи видят в обществе «универсалию», которая реальна ante res. Это ведет к обезличению человека. Он превращается или в экземпляр или в индивида, т. е. буквально, в более уже не делимую часть чего-то; это по-гречески и значило «атом». Посему общество это или пыль или плотная масса. Личность стирается. Она не только не смеет противопоставлять себя обществу. Она не смеет притязать на индивидуальность. Она не индивидуальность. Она индивид. И чем более индивиды похожи друг на друга, чем более они исчезают в массе, тем более они социальны.

Похожие записи

  • 08.05.2015 Высота личности Христианская этика поднимает всякого человека на высоту личности. Христианская социология идет еще дальше. Она расширяет личность, вводя ее в общество других личностей. Для нее общество до […]
  • 15.04.2015 Выражение духовной культуры Логически необходимым выражением духовной культуры является культура социальная. Это общественная жизнь человека в целостном единстве ее соционормативных, институциональных, […]
  • 19.04.2015 Средоточие античной религии Это нечто самодовлеющее. Это самоцель. Мы возникли для того, чтобы жить. И нам надо хорошо прожить. В этом именно и состоит счастье. По-гречески «хорошо жить» и «быть счастливым» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.