Интересные записи

Высота личности

Высота личностиХристианская этика поднимает всякого человека на высоту личности. Христианская социология идет еще дальше. Она расширяет личность, вводя ее в общество других личностей. Для нее общество до сих пор сохраняет свое старое значение союза. Общественность это не уничтожение, а восполнение личности. Не личность — пассивное произведение общества, а, напротив, общество — это создание личностей. Не оно их творит, а они его творят. Поэтому не каково общество, таковы и личности, а, наоборот, каковы личности, таково и общество. Благодаря этому настоящая общественность не столько дана, как факт, естественный факт, сколько задана людям. Это одна из задач культуры. Состоит же эта задача в том, чтобы личность, оставаясь таковою, культивировала сверх того и в себе и в других общественность — общественное сознание, общественную волю и общественное чувство. Если Гуго Гроций не ошибался, предполагая, что данные для этого уже имеются в самой природе человека — homini proprium sociale — то это облегчает задачу, но нисколько не упраздняет ее. Как и при всякой культуре, и здесь то, что дано природою, должно быть переработано искусством.

Далее, культура общественности должна производиться во имя Божие. Этим христианская социология опять-таки существенно отличается от не христианской. За исключением некоторых американских авторов или таких писателей, как Мэн и Фюстель-де-Куланж, поскольку и их можно считать социологами, она или обожествляет само общество, впадает в социолатрию, или же совсем исключает все божественное из своих построений. Она обыкновенно сводит всю общественность к механическому действию т. н. факторов. «Факторы» здесь понимаются не в буквальном смысле торговых посредников, а в переносном смысле механических двигателей общественной жизни, причем механически истолковываются даже и духовные двигатели: умственный двигатель у Конта, идеи-силы у Альфреда Фулье. Но вообще преобладают факторы физические — климат, почва, население — или мнимо физические — вроде знаменитого экономического фактора. Христианская социология не идет по этому пути. Для нее Бог это не механический фактор общественности, а высшее, трансцендентное существо, во имя которого свободные личности образуют общественный союз. Через Бога личность приобщается к обществу. И наоборот, через общество она приобщается к Богу.

Похожие записи

  • 23.03.2015 Догмат христианства Догмат христианства, как и всякой религии, состоит из вероучения и нравоучения. И то и другое, как мхом, обросло богословскою традициею и осложнено вероисповедными распрями. Одно лишь […]
  • 15.04.2015 Выражение духовной культуры Логически необходимым выражением духовной культуры является культура социальная. Это общественная жизнь человека в целостном единстве ее соционормативных, институциональных, […]
  • 19.04.2015 Средоточие античной религии Это нечто самодовлеющее. Это самоцель. Мы возникли для того, чтобы жить. И нам надо хорошо прожить. В этом именно и состоит счастье. По-гречески «хорошо жить» и «быть счастливым» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.