Интересные записи

Тенденция века просвещения

Тенденция века просвещенияПродолжая эту тенденцию века просвещения, девятнадцатый век попытался создать строго научную теорию прогресса. Наиболее типичны в этом отношении Конт и Маркс. Для Конта прогресс это не боевой призыв и не религиозная вера, а научный и притом естественный факт истории человечества. Как и все естественные факты, прогресс подчиняется не человеческой воле, а законам природы. Согласно этим законам основною силою, приводящею в поступательное движение социальную массу, является состояние умов и научных знаний. Знания же развиваются опять-таки по естественному закону, по закону трех состояний — теологического, метафизического и позитивного. Каждое из этих последовательных состояний означает новую ступень совершенствования. Сообразно с этим духовный прогресс измеряется степенью перехода от религиозных воззрений к позитивному знанию. А соответствующий этому социальный прогресс измеряется переходом от теократии, от господства жречества, к софократии и плутократии, к господству ученых и банкиров. Все это совершается не по человеческому усмотрению, а по природной необходимости, влекущей за собою человека с его мыслью и волею.

Учение Маркса о прогрессе материально отличается от Контова учения. Но формально, методологически оно с ним не расходится. История ведет к совершенству, хотя и путем диалектики, путем непрерывной борьбы. Формула совершенствования это не заповедь, обращенная к свободному человеку, это не субъективная оценка совершающегося. Это объективная историческая, естественная необходимость. Фактором этой необходимости является не идеология, а экономика. Ее грядущий апофеоз — обобществление производства и господство пролетариата.

Похожие записи

  • 08.05.2015 Высота личности Христианская этика поднимает всякого человека на высоту личности. Христианская социология идет еще дальше. Она расширяет личность, вводя ее в общество других личностей. Для нее общество до […]
  • 15.04.2015 Выражение духовной культуры Логически необходимым выражением духовной культуры является культура социальная. Это общественная жизнь человека в целостном единстве ее соционормативных, институциональных, […]
  • 19.04.2015 Средоточие античной религии Это нечто самодовлеющее. Это самоцель. Мы возникли для того, чтобы жить. И нам надо хорошо прожить. В этом именно и состоит счастье. По-гречески «хорошо жить» и «быть счастливым» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.