Интересные записи

Свободная христианская философия

Свободная христианская философияКроме такой, свободной христианской философии, существует и философия несвободная в пределах авторитетных учащих церквей, когда, как писал Бэкон, мыслители переходят из лодочки человеческого разума на корабль церкви. Таковы хотя бы вызванные энцикликою Aetemi Patris 1879 г. попытки неосхоластиков возродить Фому Аквинского и на нем построить пролегомены ко всякой будущей католической философии.

Начнем с теории познания. Ее отсутствие или отказ от нее, вызываемый или неумением или нежеланием поставить ребром вопрос о том, что есть истина, и найти положительный ответ, именуется скептицизмом. И вот христианство, как таковое, свободно от скептицизма, в особенности познавательного, гносеологического. Не им порождены и не им поддерживаются сомнения в доступности истины свободному исследованию.

Первые по времени проявления таких сомнений порождены дохристианскими культурами. Это, во-первых, античный скептицизм, во — вторых, разочарование ветхозаветного Соломона. Античный скептицизм появился вполне естественно и неизбежно, когда мыслители, сознав необходимость стать выше природы и освободиться от догматов натурализма, еще не находили прочной трансцендентной опоры над собою и томились сознанием неудовлетворительности своего антропоцентризма, для которого мерою всяких вещей являлся всякий человек при всяком меняющемся субъективном настроении. Скептицизм Соломона является вполне естественным последствием односторонне рационалистического и утилитарного просвещения, самодовольно прошедшего свой короткий путь, а затем с полным недоумением и даже ужасом остановившегося на границе тайны, со всех сторон окружающей нашу жизнь и непрерывно показывающей ей призрак бледной смерти. Соломонов апофеоз рассудительной земной мудрости, от которой сила, благодаря которой «внутри дома полнота всякого драгоценного и прекрасного имущества» , и которая даже «избавляет от сетей смерти» , заканчивается горьким признанием, что в сравнении с таинством смерти все это суета, что и такая мудрость это «затеи ветряные; потому что при многой мудрости много раздражительности, и кто умножает познания, умножает огорчение» . «Составлять много книг — конца не будет и много читать утомительно для тела» . А посему и не стоит стремиться к мудрости.

Похожие записи

  • 28.02.2015 Крайность пифагорейства Здесь уместно будет заметить, не вдаваясь, конечно, в крайности пифагорейства или кабалистики, что, поскольку вообще символика чисел может иметь известное значение, постольку христианская […]
  • 15.03.2015 Наследники царства Необходимо, однако, заметить, что по словам Христовым, богатым не невозможно, а только трудно войти в царство Божие. Равным образом, Он не говорил, что нищие только потому, что они нищие, […]
  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.