Интересные записи

Свобода философского разума

Свобода философского разумаИдею всеобщности свободы философского разума мы находим в предлагаемых читателю работах Е. В. Спекторского. «Философия, — по его словам, — это область безграничной свободы человеческого ума. Он не связывает себя здесь категориями действительного или необходимого. Не связывает себя философствующий ум и опытом — трансцендентным опытом религии или имманентным опытом науки. Встречая на своем пути внешние, как выражался Фихте, преткновения, он может не смущаться ими. Более того, он может мысленно превратить все бытие, весь мир в свое творение или в свое представление». В то же время, русский мыслитель справедливо полагает, что философская свобода содержит в себе «опасность беспочвенности», «ложной мудрости». Чтобы преодолеть ее, философский разум должен выбрать логически верную ориентацию: обеспечивать гармоничное и прочное взаимодействие религии и системы частных, позитивных наук.

Анализируя проблему соотношения философии и христианского откровения, русский философ решает ее в позитивном ключе, показывает глубокую взаимосвязь идей Нового Завета и свободного критического мышления — этого необходимого основания философского процесса. «Дух свободного исследования не преследовался ни Христом, предлагавшем «исследуйте писания» , ни апостолом, говорившим «все испытывайте» , «не всякому духу верьте, но испытывайте духов» , — замечает Спекторский. В этом жизненно важном вопросе сам он следовал мудрому афоризму средневекового мыслителя Дунса Скота: «omne intelligibele» — все может быть понято! Для Спекторского очевидно, что христианство не приемлет какую-либо редукционистскую, субъективно ориентированную философскую позицию, не совместимую с духом логоцентрического мировоззрения, с всеобщей диалектикой мышления и бытия.

Похожие записи

  • 28.04.2015 Христианское мировоззрение Поскольку все-таки христианское мировоззрение верит в новое небо и новую землю и, значит, считает временными и несовершенными старое небо и старую землю, где «вся тварь совокупно стенает и […]
  • 31.03.2015 Распространенное решение Более распространенное решение — это упорная, несмотря на отсутствие подтверждающих точных фактов, вера в бессмертие, понимаемое как загробная жизнь, как продолжение жизни и после видимого […]
  • 18.04.2015 Обожествление природы Несмотря на все это христианство с полным правом противопоставлялось язычеству, и язычество — христианству. Тот же самый бл. Августин принял вызов, обвинявший именно христианство в падении […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.