Интересные записи

Социальный вопрос

Социальный вопросМного уже было до сих пор ответов на социальный вопрос. Но и после них вопрос не исчезает и скорее даже только обостряется. Происходит это, быть может, не столько вследствие его трудности, сколько вследствие неправильной его постановки, осложняемой борьбою привходящих

У древних греков и римлян социальный вопрос долгое время ставился и разрешался в тесных для современного сознания рамках доместикации, союза домашних людей, семьи, разроставшейся нередко в целый род, в родственную задругу, даже в племя. Как показал Фюстель де Куланж, античные религии были построены на семейном культе, т. е. на освящении и даже обожествлении доместикации. Как видно из этимологии таких слов, как фратрии, герусия, патриции, сенат, и государство тоже строилось на семейных началах. Государственность отожествлялась с расширенною доместикациею. Государство было отечеством, землею отцов, патриею. А отечество понималось как дом. Происхождение государства объяснялось си — нойкизмом, соединением домов. Гражданство понималось, как политическое побратимство. В Риме настоящим гражданином одно время считался только Отец семейства, pater familias. Словом, настоящею социальною ячейкою считался дом. А посему и социальная проблема нередко ограничивалась домоводством, тем, что греки называли экономиею. В таком же смысле и древние римляне долго понимали слово societas, socialis. Овидий называл семейную Любовь социальною . У римских юристов жена именовалась socia rei humanae atque divinae.

В тесных рамках семейного союза социальный вопрос разрешался древними более или менее удовлетворительно, так что мы и доныне часто обращаемся именно к ним за образцами семейственности. Правда, античный мир пережил не только величие, но и падение семьи. Тем сильнее были воспоминания о уже достигнутых успехах доместикации. И поскольку социальный вопрос ставился именно в ее пределах, постольку проблема сводилась только к возрождению семьи, к редоместикации, к чему стремилось уже римское законодательство, а в XIX веке Ле Плэ.

Похожие записи

  • 24.04.2015 Государственная власть Теократическая идея так же стара, как и государство. И это вполне естественно. Государственная власть держит население в повиновении благодаря авторитету и силе. Одной силы так же мало, […]
  • 12.04.2015 Социальный идеал Где оценка, там и идеал. И у христианства есть свой социальный идеал. Как и все действительно великое, он очень прост и не должен выводиться путем замысловатых дедукций или диалектических […]
  • 23.04.2015 Наемный физический труд Эту культуру прививали не только рабочим, людям наемного физического труда. Она процвела и в других кругах. Рядом с аморализмом пролетариата и отчасти в противовес ему культивировался […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.