Интересные записи

Социальная сторона

Социальная сторонаТаким образом, взятая с социальной стороны христианская любовь это бескорыстная, самоотверженная жертва ради других, в особенности ради дурных, злых, врагов, наиболее далеких от Бога и посему наиболее требующих помощи. Она предполагает братолюбие «нелицемерное братолюбие» , «братолюбие с нежностью» . «В братолюбии любовь» . Это не братолюбие, вытекающее из сознания общего происхождения от одного родоначальника, Адама или Ноя. Это также не братолюбие, проистекающее из уравнительного, демократического братства, равняющегося по общечеловеческому, т. е. по тому минимуму человечности, который является общим у всех людей как хороших, так и дурных. Это братолюбие, основанное на вере в объединяющего нас всех духовно Отца Небесного и на стремлении к всечеловеческому совершенству.

Европейская этика пошла по трем путям. Первый — богословский. Здесь вместо действенного осуществления христианской любви занялись спасением, личным, эгоистическим спасением, или оправданием. При теории оправдания делами получилась в своем роде юридическая казуистика внешнего поведения человека. Она была доведена до виртуозности в католических исповедальнях, этих консультационных бюро по всевозможным «случаям совести». При теории оправдания верою получился туман пиетизма.

Второй путь — школьная философия. Она вдохновлялась не только христианскими мотивами, но так же и даже по преимуществу языческими — Платоном, Аристотелем, стоиками, эпикурейцами. Эпоха т. н. возрождения усилила эту языческую традицию, присоединив к ней еще антихристианскую тенденцию. Заговорили о естественной и автономной морали, т. е. в первую очередь свободной от Бога и религии. Появилась этика утилитаризма, заменившая нравственный долг эгоистическою пользою, тем, что Спиноза называл suum utile. Потом пошло еще хуже. Позитивная философия совсем упразднила этику и какие бы то ни было моральные оценки. Марксизм превратил этику в совершенно несамостоятельный придаток экономики, биологическая социология превратила ее в функцию органической жизни. Мораль, как таковая, или умерла совсем для философии или заняла в ней очень скромное место.

Похожие записи

  • 10.04.2015 Эстетика современной толпы Такова эстетика современной толпы. Над нею стараются подняться т. н. искатели новых путей в искусстве. Но в духе времени и эти искания обыкновенно делаются в рекламном, сенсационном, […]
  • 04.04.2015 Духовный человек В отличие от душевного человека, живущего только психическими процессами, духовный человек руководствуется моральными правилами. И это делает его предметом особого морального познания. […]
  • 12.04.2015 Изучение чувственной природы Так было положено начало теории морального познания. Такая теория, к сожалению, и доныне слабо разработана. Объясняется это тем, что по традиции натурализма проблема познания обыкновенно […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.