Интересные записи

Решение государственной проблемы

Решение государственной проблемыТаким образом, ни анархизм, ни теократизм не означают христианского решения государственной проблемы. Тем не менее политическая культура христианских народов началась с теократизма, а теперь если и не заканчивается анархизмом, то разлагается им. История государственной жизни, этих народов может быть подведена под три периода: теократизм, абсолютизм и демократизм. Конечно, эти периоды только приблизительно охватывают сложную и драматическую действительность. И между ними нет резкой грани. В эпоху абсолютизма и даже демократизма еще продолжают жить традиции и тенденции теократизма. И демократизм не вытеснил абсолютизма без остатка и воспоминаний.

Итак, эволюция государства у христианских народов началась с того, что отверг сам Христос, именно с теократии. Ее пытались осуществить тремя путями: через всемирное государство, через христианские монархии и через христианские республики.

Всемирное государство представляло странное сочетание римского языческого империализма с иудейским теократизмом. Вместо Иерусалима Рим. Вместо иудеев христиане, они же римляне, они же все человечество; Данте уверял, что человеческий род тогда более всего уподобляется Богу, когда он более всего един, т. е. составляет всемирную монархию. Один Бог. Один император. Одно государство — слово, которое не должно склоняться во множественном числе. Одна столица, и притом непременно Рим. Посему, когда центр римской империи был перенесен в Константинополь, он стал вторым Римом. А когда в XV веке этот город достался неверным и была сделана попытка перенести христианский империализм в Москву, то она была провозглашена третьим и последним Римом. Так получились три варианта всемирной христианской империи: римский, византийский и московский. Дольше всех и упорнее всех держалась римская теократия, принесшая с собою не мир, а два меча, два соперничавших варианта, папский и императорский, гвельфский и ги — беллинский. Как совершенно правильно указал кн. Е. Н. Трубецкой, это были именно варианты одной и той же теократии. Их борьба не была борьбою церкви и государства в современном смысле слова.

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.