Интересные записи

Религиозное искусство

Религиозное искусствоВсякое религиозное искусство естественно стремится дать верующему чувству образ Божества. И каждая религия делает это по-своему. Ветхозаветный иудаизм не изображал Бога пластически. Он и не нуждался в этом. Он слишком живо сознавал Его присутствие. Он слышал Его глас, чувствовал Его дыхание, ощущал на себе Его десницу. Он непосредственно сносился с Ним. Иудейский храм был, так сказать, присутственным местом живого Бога: «так говорит Господь: небо престол Мой, а земля подножие ногам Моим: где же вы построите Мне дом, и где место для присутствия Моего?» . Такое общение с Богом естественно заставляло считать кумирами всякие попытки изобразить Его пластически и как бы подставить вместо Него «то, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» . Иезекииль все-таки описал «подобие славы Господней» в виде «подобия человека», сопровождаемого «подобием четырех живых существ», причем у каждого из них было по четыре лица, подобных лицу человека, льва, тельца и орла, по четыре крыла и по четыре руки, ноги, сверкающие, как блестящая медь, ступня как у тельца, а подле них колеса, ободья которых полны глаз. Но это был только словесный образ, который был увековечен на полотне только христианскими художниками средневековья и Рафаэлем. И образ этот, быть может, был навеян не столько иудаизмом, сколько вопреки ему окружавшею языческою средою. Таково же происхождение тех идолов, которые Рахиль украла у своего отца или тех «львов, волов и херувимов» , которые украшали Соломонов храм, причем первообразом херувимов были, по-видимому, ассиро-вавилонские крылатые быки из камня.

Настоящий иудаизм пользовался не такими образами для того, чтобы изобразить Бога и божественное. Для этого он прибегал к словесным описаниям. Художественная стихия иудаизма это слово. И нельзя отрицать, что он иногда им пользовался мастерски. В псалмах и у пророков есть великолепные по силе и выразительности образы, с которыми так дисгармонирует нехудожественность ветхозаветного изобразительного искусства: «пять золотых нарывов и пять золотых мышей» . В описании храма Соломонова все ограничивается описью инвентаря, точным указанием длины, ширины, высоты и веса и сожалением, что «вес меди не определен» . Много богатства и мало красоты.

Похожие записи

  • 03.04.2015 Законченная мораль У всякой законченной морали есть одна центральная идея, кругом которой располагается вся система. В Платоновой, а отчасти и вообще всей греческой морали такова идея справедливости, как […]
  • 31.03.2015 Заседание английской палаты Парламент, как таковой, отошел при этом на задний план. Уже Бэджгот именовал лирическим взгляд на парламент, как на выразителя воли страны. Он же в обычном и типичном заседании английской […]
  • 28.03.2015 Регулятивные идеи Для него личность - это не индивид, т. е., буквально, неделимый на более мелкие части социальный атом, единица, которая, механически умножаясь или слагаясь с равными и подобными ей […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.