Интересные записи

Рационалистический иудаизм

Рационалистический иудаизмТак возник основанный на двойном отречении абстрактный, спекулятивный, рационалистический иудаизм, иудаизм пустыни, как его характеризовали Вячеслав Иванов и Гр. Ландау. Это сочетание скептицизма Екклезиаста по отношению ко всему сверхъестественному с исканием так или иначе понятой земной правды. За время многовекового рассеяния этот иудаизм стал совсем беспочвенным. Большинство представителей иудаизма легко примирилось с этим и даже стало гордиться этим. Но более чуткие и вдумчивые натуры почувствовали в этом безысходную трагедию: nec sine te, nec tecum vivere possum. Чего стоят хотя бы страницы, посвященные Вайнингером духовной пустоте своего народа, страницы далекие от реторики и рисовки, ибо вскоре после их написания автор наложил на себя руки. Не символи — зует ли всю глубину этой трагедии Барух Спиноза, который, будучи отлучен от иудаизма, и не перейдя ни в христианство ни в язычество, принял христианское имя Бенедикта и догмат языческого натурализма Deus sive natura? Трагедия усугубляется тем, что единственное, с христианской точки зрения, ее разрешение, именно переход иудеев в христианство обыкновенно совершается в такой форме и по таким мотивам, что переходящих равно не уважают ни иудеи, ни сами христиане. Чаще всего переходят не лучшие, а худшие. Ради материальных благ, ради карьеры принимают религию, которая менее всего ценит и материальные блага и карьеру.

Иудаизм стал беспочвенным в двояком отношении: физическом и моральном. Прежде всего он потерял живую связь с природою, ароматом которой еще пропитан весь Ветхий Завит. Там еще повествуется, как «веселятся небеса, плещет море, скачет поле, ликуют деревья» , «реки рукоплещут, горы ликуют» , «рыдает кипарис и рыдают дубы» . «Море увидело и побежало, горы скакали, как овны, холмы, как агнцы» . Скот вместе с людьми «покрытый вретищем крепко вопиял к Богу» . В Ветхом Завете еще мечтают о том, как «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею» . Обстановка гетто, городской жизни, торговых и биржевых интересов, абстрактного, спекулятивного мышления вытравила связь с природою, благодаря чему иудаизм и стал, по выражению А. В. Карташева, акосмическим.

Похожие записи

  • 24.02.2015 Явление закономерной природы Таким образом, оба построения сходятся в том, что, продолжая отожествлять прогресс с совершенствованием, они считают его не задачею, а фактом, естественным явлением закономерной природы. […]
  • 25.02.2015 Христианская метафизика Христианская метафизика слишком проникнута верою в личного, трансцендентного Бога и слишком отчетливо различает Бога, природу и человека, чтобы строиться на учении о единой всепроникающей, […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.