Интересные записи

Признак культурного прогресса

Признак культурного прогрессаВсякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом.

В таком значении этому слову, очевидно, еще недостает самого существенного признака культурного прогресса, а именно прогрессивности, т. е. движения не просто вперед, а еще от несовершенства к совершенству. Ведь и паралич может быть прогрессивным, т. е. более или менее быстрым, иногда даже, как выражаются врачи, галопирующим движением вперед процесса уничтожения жизнедеятельности. Согласно закону энтропии поступательное движение всех механических процессов в природе неизбежно ведет к застою, холоду, омертвению, оцепенению. В специально культурном смысле прогресс понимается не просто как всякое поступательное движение и не как прогрессия, а как движение от несовершенства к совершенству, как непрерывное совершенствование.

Теория такого прогресса сравнительно нова. Появилась она не ранее XVII столетия. До того же времени преобладала прямо противоположная теория, теория регресса. Таково, например, убеждение всех древних религий. Они учат о том, что золотой век, райское состояние находится не впереди нас, в грядущем будущем, а, напротив, позади, в далеком и безвозвратном прошлом, когда только что завершилась теогония и космогония, когда человек еще, так сказать, не остыл, выйдя из рук Демиурга, когда Творец прогуливался в саду первозданного человека, когда люди были богорожденны и богоподобны и когда боги смешивались с людьми. А затем началось ухудшение судеб человеческих: на смену золотого века пошли века серебряный, медный, железный и т. д. У европейских народов такое понимание поддерживалось ветхозаветным преданием о потерянном и невозвращенном рае, о грехопадении и проклятии первозданного человека, о первородном грехе, повредившем весь род человеческий. В полном согласии с таким взглядом все, что вообще может быть хорошего на земле, относилось ко временам более чем давно прошедшим. Это касалось не только обычных во все времена сетований по поводу падения нравов со стороны Апологетов старины . Это касалось и науки, и философии и всей вообще культуры. И посему, например, еще в XVII столетии вопрос о том, кто был самым выдающимся, самым совершенным философом, математиком, языковедом и т. п., решался в пользу ветхого Адама, ибо только он жил в раю и непосредственно беседовал с самим Богом, первоисточником всякой премудрости.

Похожие записи

  • 28.02.2015 Крайность пифагорейства Здесь уместно будет заметить, не вдаваясь, конечно, в крайности пифагорейства или кабалистики, что, поскольку вообще символика чисел может иметь известное значение, постольку христианская […]
  • 15.03.2015 Наследники царства Необходимо, однако, заметить, что по словам Христовым, богатым не невозможно, а только трудно войти в царство Божие. Равным образом, Он не говорил, что нищие только потому, что они нищие, […]
  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.