Интересные записи

Обожествление природы

Обожествление природыНесмотря на все это христианство с полным правом противопоставлялось язычеству, и язычество — христианству. Тот же самый бл. Августин принял вызов, обвинявший именно христианство в падении языческой культуры, и в своей книге De civitate Dei чрезвычайно ярко показал всю противоположность язычества и христианства.

Божества это олицетворенные природные стихии. Посему теогония тесно связывалась с космогониею: боги рождаются вместе с природою. Античное вероучение это обожествление природы. Нравоучение это жизнь, согласная с природою. Обряд это почитание природы. Продолжая дело религии, мораль искала природную правду, философия более всего размышляла и рассуждала о природе. Когда греческая философия переходила от природы к тому, что было названо послеприродным, она и тогда старалась быть имманентною естеству. Только у Платона метафизика оказалась сверхприродною — быть может под восточными влияниями, подготовлявшими христианство. И эта его метафизика отчасти уже становилась предтечею христианской философии. Тогда она порывала связь с языческим натурализмом. Она поступала подобно мифическому Геркулесу, которому удалось задушить Антея, сына Нептуна и Земли, высоко поднявши его над питавшею и подкреплявшею его матерью.

Таким образом, античное язычество было имманентно природе. И его высшее религиозное понятие, именно судьба, перед которою трагически цепенели не только люди, но и Олимпийские боги, означало естественную, природную, физическую необходимость. Эта необходимость ведет желающего, насильно тащит сопротивляющегося. Нет такого человеческого установления, нет такого божественного чуда, которое могло бы преодолеть эту фатальную, роковую необходимость. Один из ее наиболее неумолимых законов это закон смерти, беспощадно переводящей всех людей из жизнерадостного мира румяной природы в тоскливое царство бледных теней, откуда нет возврата к жизни. А посему наша однократная земная жизнь получает сугубую ценность.

Похожие записи

  • 13.04.2015 Христианский обряд Христианский обряд, как и обряд всякой религии, состоит из культа и быта, или этоса. Христианский культ, взятый с внешней стороны, не притязает на специальную оригинальность. Он в […]
  • 22.03.2015 Политический авторитет О суде, как о политическом авторитете, заботились мало. Уже Монтескье, поставивший, казалось бы, судебную власть рядом с законодательною и исполнительною, тут же оговорился: des trois […]
  • 17.04.2015 Современный кризис Современный кризис поколебал публичное государство, а заодно и одушевлявший его государственный идеализм. Разложение было внесено проникшею в него общественностью. Декларация прав человека […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.