Интересные записи

Непрерывное умирание

Непрерывное умираниеДля такой веры настоящая жизнь человека еще впереди. А его биологическая, растительная и животная жизнь это не более как непрерывное умирание уже с момента рождения. В известном смысле это даже не жизнь, а смерть. «В Адаме все умирают» . «Мы погреблись крещением в смерть» . Мы «мертвы по преступлениям и грехам нашим» . Это не настоящая жизнь. Это какое-то прозябание, оцепенение, это если и не полная смерть, то ее брат сон. Недаром, падая духом, ученики Христовы впадали в сонливость, несмотря на просьбу Учителя бодрствовать: «и сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? И возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено; пришел час; вот, предается Сын человеческий в руки грешников» . Спали же они «от печали» . Если биологическая жизнь подобна смерти и есть как бы сон, то и смерть не так уже непохожа на жизнь. Это тоже сон. О четырехдневном покойнике Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду, чтобы разбудить его» . «Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых» .

Таково христианское представление о жизни, смерти и воскресении. Это, конечно, не наука, не знание. Это вера. Но это вера, основанная на очень высокой религиозной культуре, значительно опередившей учения других религий о таинстве смерти. Это вера в преодоление физической жизни жизнью метафизическою. Уже античное сознание, несмотря на натурализм тогдашних верований, отдавало себе ясный отчет в том, что нельзя дорожить только физическою жизнью, как таковою, теряя при этом всякий ее смысл: propter vitam vivendi perdere causas. Но в чем состоит настоящий смысл жизни, оно себе не уяснило действительно удовлетворительно. А чтобы покончить с бессмысленным или по крайней мере не осмысленным, у Гегезия и других античных философов не оставалось иного средства, кроме совета покончить самоубийством. Христианство же сумело осмыслить и жизнь и смерть и наше чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века.

Похожие записи

  • 10.04.2015 Эстетика современной толпы Такова эстетика современной толпы. Над нею стараются подняться т. н. искатели новых путей в искусстве. Но в духе времени и эти искания обыкновенно делаются в рекламном, сенсационном, […]
  • 04.04.2015 Духовный человек В отличие от душевного человека, живущего только психическими процессами, духовный человек руководствуется моральными правилами. И это делает его предметом особого морального познания. […]
  • 12.04.2015 Изучение чувственной природы Так было положено начало теории морального познания. Такая теория, к сожалению, и доныне слабо разработана. Объясняется это тем, что по традиции натурализма проблема познания обыкновенно […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.