Интересные записи

Непонятное учение

Непонятное учениеИ апостол Павел не проповедовал никакого тайного, непонятного учения. В отличие от Христа с Его божественным всеведением, для него уже многое сверхчувственное было вместе с тем и сверхразумным и посему таинственным. Но поскольку он считал себя посвященным, поскольку ему была «через откровение возвещена тайна» , постольку он не хранил ее про себя, а, напротив, писал, что ему «дано открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны» . Он открыто проповедовал: «говорю вам тайну» ; «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» , «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую» .

По его убеждению, знание это уже не плод, украдкою сорванный с древа познания, ибо Бог «хочет, чтобы все люди достигли познания истины» . Эта формула, по своей значительности превосходящая формулу Аристотелевой Метафизики — «все люди от природы стремятся к знанию», обязывала Павла в качестве апостола, соработника Божия быть учителем, педагогом, популяризатором истины. И в этом отношении он старался быть как можно более вразумительным. «Какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам?» . И посему «мы пишем вам не иное, как то, что вы… разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете» . Для иудеев он был как иудей, для подзаконных как подзаконный, для чуждых закона как чуждый закона, для немощных как немощный. Тех, кого он считал духовными младенцами, он питал «молоком, а не твердою пищею» . Более зрелым он говорил: «вникай в себя и в учение» ; «испытывайте самих себя, самих себя исследывайте» , «испытывайте» , «все испытывайте» ; «всякий поступай по удостоверению своего ума» .

Правда, ап. Павел говорит о «безумии проповеди» и о посрамлении мудрости безумием. Но при этом он имеет в виду «безумное Божие», которое «мудрее человеков» и мудрость книжников и совопросников века сего, заменяющих подлинное, реальное познание пустою диалектикою. То, что он называл безумием Божиим, Лейбниц впоследствии, быть может, точнее назвал сверхразумным в отличие от противоразумного. Но поскольку ап. Павел считал, что обладал познанием этого сверхразумного, постольку он не держал его в секрете, а открыто исповедовал и проповедовал. Подобным же образом даже и Иоаннов Апокалипсис это не апокриф. Это не сокровение. Это откровение.

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.