Интересные записи

Натуралистическая доктрина

Натуралистическая доктринаТаким образом, когда Христос говорил о Себе «аз есмь путь» , Он предлагал путь не назад, а вперед. Новый Завет был не только новым, но и «лучшим Заветом» . И в Евангелии содержится вполне законченная теория прогресса, хотя и далеко не совпадающая с натуралистическою доктриною Конта и Маркса. Во времена апостольские, когда слово Божие не только распространялось, но также и росло, теория, отвергающая прогресс «по стихиям мира, а не по Христу» , не меняясь по существу, получила еще более точное и определенное выражение. О движении вспять, о регрессе нет и речи. Регресс характеризуется ярким образом пса, возвращающегося на свою блевотину, и вымытой свиньи, идущей валяться в грязи. Апостол Павел учит: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» . «Ветшающее и стареющее близко к уничтожению» . Посему он предлагает «очистить старую закваску, чтобы быть новым тестом» . Он предлагает «забывая заднее и простираясь вперед» , «поспешить к совершенству» . И в Апокалипсисе «сказал сидящий на престоле: се творю все новое» .

Правда, апостол Иоанн говорит: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала» . Однако, он тут же прибавляет «но притом и новую заповедь пишу вам». Мы здесь видим тот христианский эволюционизм, который в XVII веке дал понятие Новодревнего и который тогда же побудил глубоко христианского философа Лейбница твердит, что настоящее всегда обременено прошедшим и чревато будущим. Апостолам далеко не чужд великий закон эволюции. Но специально их занимает христианская эволюция, эволюция во Христе, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» . Все три момента специально христианской эволюции — рождение, преображение и воскресение — получают у них еще более широкое значение, чем в Евангелии. Они учат не только о единоличном и однократном рождестве, преображении и воскресении Сына Божия, но также о всеобщем рождестве, преображении и воскресении всех людей. Все люди должны родиться от Бога, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими» , «зная то, что ветхий наш человек распят со Христом» . Далее, «мы все преображаемся» . И «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» . Посему апостол Павел проповедует не приспособление к среде, а, напротив, ее преодоление: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь» . Наконец, апостолы проповедуют всеобщее воскресение: «во Христе вы совоскресли верою в силу Бога» ; «вы воскресли со Христом» , «ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» . Апофеоз всей этой эволюции, всей этой «победы, победившей мир» , наступит тогда, «когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» .

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.