Интересные записи

Изучение чувственной природы

Изучение чувственной природыТак было положено начало теории морального познания. Такая теория, к сожалению, и доныне слабо разработана. Объясняется это тем, что по традиции натурализма проблема познания обыкновенно ставится только применительно к изучению чувственной природы, описанию или непременно причинному объяснению ее явлений. А затем полученные материальные результаты или формальные точки зрения автоматически применяются не только к психике человека, но даже и к моральной стороне его поведения. Кантова критика познающего разума это критика только в смысле конгениальной рецензии на естественно-научное изучение природы и ее явлений. Но это не помешало Канту признать соответственные формы, категории и регулятивы всеобщими и необходимыми, обязательными для всякого познания вообще. Сообразно с такою общею тенденциею теория истины односторонне превратилась в теорию познания вещей, предметов, объектов, в теорию физической «объективности». Моральная же оценка совершающегося осталась без специальной гносеологической культуры или же стала культивироваться вне философии и науки газетчиками, дилетантами и просто профанами. Где нет специальной культуры, там неизбежна грубость. Следует ли удивляться моральному огрубению, если так пренебрегли культурою морального познания? Пренебрегли потому, что отвернулись от христианства.

Строго и последовательно проводя методологию чистого морального познания, христианская этика освобождает добро от всяких чужеродных примесей. В этом отношении античная моральная традиция не отличалась полною отчетливостью. Основной вопрос античной этики состоял в том, как счастливо прожить, на что, как подсчитал Варрон, было дано целых 288 ответов. Древняя этика искала приятное, иногда присоединяя к этому полезное: omne tulit punctum, qui miscuit utile dulci. Если верить Ксенофонту, этика Сократа была чистым утилитаризмом. Он видел в добродетели техническое умение, профессиональную ловкость. Сообразно с этим он наставлял в «добродетели» не только оружейных мастеров, скорняков и других профессионалов, но и античную не раскаявшуюся Марию Магдалину, падшую женщину Фео — доту, которой он преподал несколько практических указаний по «охоте за мужчинами».

Похожие записи

  • 09.04.2015 Человеческое общежитие Очевидно, что всякое человеческое общежитие более или менее социально во всех трех смыслах — физическом, психическом и моральном. И все это, конечно, подлежит специальному изучению. Но […]
  • 04.04.2015 Духовный человек В отличие от душевного человека, живущего только психическими процессами, духовный человек руководствуется моральными правилами. И это делает его предметом особого морального познания. […]
  • 10.04.2015 Эстетика современной толпы Такова эстетика современной толпы. Над нею стараются подняться т. н. искатели новых путей в искусстве. Но в духе времени и эти искания обыкновенно делаются в рекламном, сенсационном, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.