Интересные записи

Идеология культуры

Идеология культурыОдновременно с такими недостатками идеологии культуры обнаруживались и росли недостатки самой культуры. Она быстро развилась технически. Стали лихорадочно накапливать всевозможные средства. Но при этом плохо сознавали, для чего это делается, для каких целей. Это особенно отчетливо обнаружилось тогда, когда в разгаре последней великой войны был поставлен вопрос о ее целях. Оказывается, что в XX столетии возможно было создавать и накапливать беспримерно много средств причинения людям возможно большего вреда. Более того, можно было уже пустить в ход эти средства. И только потом спохватились, что где средства, там должна быть и какая-то цель. А цели-то и не оказалось. И вот, в разгаре войны началось невероятнейшее для потомков и позорнейшее для современников обсуждение «целей войны». Бесцельность культуры сказалась и в других случаях. Это не могло не вызвать горького в ней разочарования и бурных потрясений, угрожающих вернуть человека к природе и во всяком случае отбрасывающих его куда-то назад. А это ничего хорошего не обещает: уже Лейбниц заметил, что плохой европеец хуже дикаря, потому что он делает Утонченное зло . И вот, теперь все заговорили о кризисе культуры. Кризис несомненно наступил. Но нельзя ограничиться одним его признанием. Необходимо поискать и выход из него. Как же его найти?

И это вполне понятно. Где культура, там и вера, ибо культуру делает человек не как пассивное произведение природы, а как свободное сверхприродное существо, способное к творческому преодолению материи. Такою способностью может обладать только духовное существо. Только оно может сознательно противопоставлять тесной реальной действительности огромный и широкий мир возможности, ибо, как заметил Ламартин, le reel est etroit, le possible est immense. Или, как говорил Шиллер, eng ist die Welt, und das Gehirn ist breit. Только такое существо может идти от цели через средство к результату. Только такое существо может быть не только творением, но и творцом. Но где творчество, где цель, где мысль о возможном, там непременно и вера и притом в классическом, апостольском смысле как уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. Всякая культура это вера в действии, это реализованная или реализуемая вера. Возможно ли изобретение без веры изобретателя? Возможно ли сознательное делание без веры делающего? Отнимите от человека веру, и тогда для его исчерпывающего познания достаточно будет одной зоологии и физики; человек, как таковой, исчезнет.

Похожие записи

  • 08.05.2015 Высота личности Христианская этика поднимает всякого человека на высоту личности. Христианская социология идет еще дальше. Она расширяет личность, вводя ее в общество других личностей. Для нее общество до […]
  • 15.04.2015 Выражение духовной культуры Логически необходимым выражением духовной культуры является культура социальная. Это общественная жизнь человека в целостном единстве ее соционормативных, институциональных, […]
  • 19.04.2015 Средоточие античной религии Это нечто самодовлеющее. Это самоцель. Мы возникли для того, чтобы жить. И нам надо хорошо прожить. В этом именно и состоит счастье. По-гречески «хорошо жить» и «быть счастливым» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.