Интересные записи

Эмпирическое бытие

Эмпирическое бытиеГде вера, там и религия. Всякая вера религиозна, ибо она связывает человека с какою-то метафизикою, с чем-то трансцендентным. Верующий человек выходит за пределы своего эмпирического бытия и вступает в область сверхприродного. Его сознание не имманентно эмпирической действительности, а трансцендентно по отношению к ней. Он поклоняется чему-то. Он служит чему-то. Когда он пассивен, ему кажется, что за него действуют высшие силы. Когда он активен, он верит, что он им соработает. Когда он перестает верить, это значит одно из двух: или он умирает, умирает духовною смертью прежде смерти физической; или он обрекает себя на полное духовное одиночество, на духовный остракизм, на солипсизм, исключающий какую бы то ни было творческую работу.

Дело в том, что религия связывает человека двойною связью: не только с тем, во что он верует, но также и с теми, которые веруют вместе с ним. Благодаря этому, всякая религия глубоко социальна. И наоборот, всякая подлинная социальность всегда глубоко религиозна. Атеизм же аристократичен, как совершенно правильно заметил Робеспьер. Атеизм означает разрыв не только метафизических связей, но также и социальных. Философия атеизма не только антиметафизична, но и антисоциальна. Как заметил Вико, даже просвещеннейшие народы вступали в жизнь с суевериями, но никогда еще атеизм не создал ни одного народа. Когда Эрфуртская программа врагов частной собственности социал-демократов провозгласила религию Частным делом, частною духовною собственностью отдельных лиц, то этим она с полною очевидностью доказала всю несостоятельность социального учения, стремящегося обойтись без религии. Те случаи, когда более или менее широкие группы людей отказываются от «опиума народов» и исповедуют атеизм, нисколько не опровергают этого, ибо здесь по большей части за атеизм, т. е. за освобождение от какой бы то ни было веры, принимается переход от одной веры к другой. И Достоевский имел основание говорить о глубокой религиозности даже совершеннейшего атеизма. Перемена веры ошибочно принимается за отмену веры.

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.