Интересные записи

Экономическая борьба

Экономическая борьбаНельзя считать основою антииудаизма христиан также и экономическую борьбу, в частности, преобладание и засилие еврейского капитала. Хотя уже в Ветхом Завете такое преобладание и входило в программу торжества Израиля над другими народами, однако, современный капитализм создавался в Европе далеко не одними евреями. Как показали Макс Вебер и Зомбарт, немалую роль сыграли при этом христианские протестанты, в особенности кальвинисты. Экономическая эксплуатация немало распространена и среди христиан. Далеко не все евреи капиталисты. Существует и еврейский пролетариат. И если христианское сознание все-таки с тревогою смотрит на накопление материальных средств в руках Израиля, то не потому, что оно завидует этому накоплению или считает, что обогащаться должны именно христиане, а потому, что накапливаются именно средства, и притом по условиям современной культуры очень могущественные, для достижения целей, идущих гораздо дальше простого собирания сокровищ на земле. Капитал это средство для преобладания не только материального, но также социального и духовного. Это орудие власти, власти над учреждениями и над умами. Особенно в современных демократиях, представляющих сочетание олигархии с демагогиею, плутократия духовно всесильна. Современный сознательный капиталист является властителем чужих дум, действуя через субсидируемый, а нередко и просто содержимые им газеты и телеграфные агентства, книгоиздательства, политические партии и парламенты, театры и кинематографы. Чего стоит одна власть над газетами, о которых уже Джефферсон говорил, что они важнее законов. Все это совсем не похоже ни на прозаического Плюшкина с его пыльным музеем всякого бесполезного, но также и безвредного хлама, ни на поэтического Скупого рыцаря, гордо восклицающего «я царствую» в холодном одиночестве своего подвала, наполненного дремлющими мешками с золотом. Все это подлинная, активная, динамическая власть, эксплуатация и притом не материальная, а духовная, эксплуатация не чужих мускулов, а чужого духа. Это возможность организации не только общественного мнения, но всей вообще духовной жизни современных народов. Это возможность управления ею. И вот, поскольку антииудаизм христиан обосновывается именно экономическими мотивами, он в сущности направляется не против еврейского капитала, как такового, а против него как средства господства над духом христианских народов.

Похожие записи

  • 23.03.2015 Догмат христианства Догмат христианства, как и всякой религии, состоит из вероучения и нравоучения. И то и другое, как мхом, обросло богословскою традициею и осложнено вероисповедными распрями. Одно лишь […]
  • 10.04.2015 Скульптурные изображения античных богов Так как с понятием Божества связывается представление о совершенстве и так как, согласно определению Шаррона, Бог это последнее усилие нашего воображения в сторону совершенства, то […]
  • 08.05.2015 Высота личности Христианская этика поднимает всякого человека на высоту личности. Христианская социология идет еще дальше. Она расширяет личность, вводя ее в общество других личностей. Для нее общество до […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.