Интересные записи

Доблесть республик

Доблесть республикМонтескье подвел все государства под монархию, республику и деспотию. Для каждого типа он установил верховный принцип: для монархии честь, для республики доблесть, для деспотии страх. Но в одном месте «Духа законов» он неожиданно заметил: «принципы христианства, хорошо запечатленные в сердце, были бы сильнее этой ложной чести монархий, этих человеческих доблестей республик и этого рабского страха деспотических государств». Так рассуждал сын маловерного XVIII века. И он был прав. Все новейшие политические принципы или ничтожны в сравнении с принципами христианства, или же более или менее неудачно подражают им. Как ничтожно, например, «самоопределение», т. е. самочинное установление пределов собственного эгоизма с провокационным у одних и наивным у других недоговариванием о возможных и даже неизбежных столкновениях с чужими самоопределениями! Сколько лжи и лицемерия в принципах народной воли, народоправства, демократии! Как бледны и неудачны в сравнении с христианским оригиналом заветы революции «свобода, равенство и братство», ставшие казенною фразеологиею, красующеюся на фасадах публичных зданий во Франции, не исключая полицейских префектур и тюрем!

Есть много свобод. Есть свобода физическая, состоящая, как объясняли в XVII веке, в отсутствии внешних препятствий для физических тел, которые тогда, как пояснял Даламбер, даже «выбирают» положение или направление движения. Так свободен и камень, лежащий под водою или брошенный с высоты. Есть свобода юридическая, свобода эгоизма в пределах трех Ульпиановых добродетелей. Есть свобода экономическая, свобода беспрепятственно обогащаться, хотя бы за счет других людей. Есть свобода политическая, которая делится на отрицательную и положительную. Отрицательная это свобода от государства, политическое самоопределение. Положительная это право на государственное управление. Все эти свободы эгоистичны: ты для себя лишь хочешь воли. Они мало социальны. Галиани определял свободу как право вмешиваться в дела других. Осуществляются они иногда насильственно. Марат требовал «деспотизма свободы».

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.