Интересные записи

Дитя природы

Дитя природыЧто касается, наконец, человека, то в христианской метафизике он занимает среднее положение между природою и Богом. Это дитя природы, имеющее и право и обязанность обращаться к Богу с молитвою: Отче наш. Он не раб природы, но и не раб Божий, ибо сын считался рабом только по древнейшему языческому праву. Он существо свободное, однако не настолько, чтобы возмечтать о себе, что он как бог. Да и свободен-то он не по природе, а лишь постольку, поскольку он сам развивает, культивирует в себе свободное существо. Это не физическая свобода, а метафизическая. Физическая свобода существует в природе. И уже в XVII столетии она очень хорошо определялась, как отсутствие внешних препятствий. Спиноза иронизировал по поводу свободного выбора падающего тела. Однако Далам — бер исправил его, указав, что тело свободно, т. е. без внешних препятствий падающее, действительно, выбирает направление — то именно, которое соответствует физическому закону падения. Подобным же образом и растение, пробивающееся к солнцу и свету, тоже выбирает направление, в котором оно пускает ростки. Христианская свобода иная. Это возможность для человека усилием воли совершенствовать себя в направлении от физического к метафизическому, духовному. Посему свобода не столько дается человеку, сколько задается ему. Это предмет культуры. Сообразно с этим философия человечества это философия культуры. Это история, но не в смысле природного, стихийного процесса, а в смысле культурного делания, соработания Божеству. Она слагается не из явлений, а из фактов, или, еще лучше, актов со всем драматизмом столь частого несоответствия целей, средств и результатов. И основной смысл такой истории в первую очередь не экономический и не политический, а чисто духовный: насколько homo sapiens превращает себя в человека, насколько человечество проникается человечностью. Проблема философии истории это проблема назначения человека, проблема телеологическая, целевая. И так как этика целей здесь бесконечно существеннее техники средств, то историческая проблема является по преимуществу моральною проблемою. История это только этика в конкретном приложении. Таким образом, христианская метафизика естественно ведет к христианской этике.

Похожие записи

  • 06.03.2015 Социальная и духовная культура Благодаря этому всякая культура, не только материальная, но также социальная и духовная, стала считаться богопротивною. Начались опыты безкультурного и даже противокультурного […]
  • 19.03.2015 Признак культурного прогресса Всякая культура предполагает совершенствование, значит, прогресс. И посему, говоря о христианской культуре, необходимо прежде всего выяснить, совместима ли она с прогрессом. В таком […]
  • 01.03.2015 Схематические умы Число четыре это число квадрата или клетки, число координат, границ. Это число умов догматических, любящих точность, определенность, но также и ограниченность. Оно враждебно всякой […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Код безопасности *

Яндекс.Метрика

Copyright © 2014. All Rights Reserved.